Повышенная тревожность у ребенка: признаки, диагностика, особенности проявления, коррекция страхов | Шкала явной тревожности у детей младшего школьного возраста

Беспокойство и тревожность у детей

Тревожность у детей младшего школьного возраста
28.02.2016

Ребенок боится трудностей, новых начинаний, игр, неуверен в себе и собственных силах. Демонстрирует обеспокоенность, проявляет нервозность, ему сложно сосредоточиться на каком-либо занятии. Встреча с трудностями для него сродни катастрофе. Ребенок проявляет беспокойство во время кормления, высокую тревожность, жалуется на страшные сны, потеет в моменты сильного волнения. Расстроить его – пара пустяков.[1] Через эти и ряд других критериев проявляется синдром тревожности у детей.

 

Тревога и беспокойство и тревожность у детей

 

Прежде чем проводить диагностику тревожности у детей дошкольного возраста (3-4 лет) или младшего школьного возраста (6-7 лет) посредством определенных методик, следует определиться с основным термином. С чем же мы имеем дело? Тревожность у детей – это устойчивая психологическая особенность отдельной личности, при которой она регулярно и в самых разнообразных ситуациях, даже тех, которые этого не предполагают, испытывает сильное беспокойство.[2]

 

Важно отличать тревожность от тревоги и страха. Страх носит эпизодический характер. Тревожность и навязчивое беспокойство у ребенка в 3, 5 месяцев и в любом другом возрасте – это устойчивые явления и могут проявляться повсеместно. А.И. Захаров говорит о том, что существуют различные страхи, которые появляются и исчезают у детей в том или ином возрасте.[3] Общее состояние беспокойства, тревожность у ребенка сохраняются практически перманентно. А американский психолог и профессор психологии Делаверского университета К. Изард, определяет тревогу как «комбинацию некоторых эмоций», а страх считает просто одной из них.[4]

 

Определение наличия проблемы и уровня тревожности у детей в грудном возрасте, в 2, 3 года и старше

 

Помимо упомянутых нами выше, существуют еще и другие признаки тревожности у детей. Для такого ребенка характерны замкнутость, скованность, чрезмерное беспокойство. Подобные признаки могут проявляться в любом возрасте.

 

Ребенок с высоким уровнем тревожности опасается даже не столько проблемы. Его беспокоит уже одно ее предчувствие. Неуверенность в себе, низкое мнение о собственных достоинствах и способностях заставляет таких деток искать постоянного одобрения взрослых, некого толчка, поощрения. Они очень самокритичны, считают себя хуже других.

 

Возникает ощущение, что ребенок, у которого отмечается повышенная тревожность, постоянно ожидает неприятности и напряженно думает, что ему делать, когда неприятность приключится. От этого в состоянии ребенка отмечается раздражительность, нарушения сна (особенно у малышей), быстро приходящее ощущение усталости. Тревожность младших школьников во многом связывается с началом учебного процесса. Им трудно привыкать к новизне.[5]

 

 У детей младшего школьного возраста и тех, кто постарше, тревожность проявляется сложностями с концентрацией, отсутствием внимательности и увлеченности. Им сложно сосредоточиться на предмете, они напряжены, поставленные задачи вызывают у них беспокойство.

 

Тревожность у дошкольников, детей школьного возраста вызывает также проблемы и с соматикой. Подобное состояние сопровождается головными болями и головокружением, спазмами в животе и горле. Когда наблюдается повышенная тревожность, у ребенка в самый ее пик могут отмечаться сухость во рту, слабость в конечностях, сильное сердцебиение.

 

Для выявления и определения глубины проблемы в 60-х годах XX века американскими психологами была разработана специальная шкала явной тревожности для детей.

 

Основные причины повышенной тревожности у детей дошкольного возраста и школьников

 

К какому-то конкретному выводу о корнях этой проблемы ученые не пришли, но большинство полагает, что тревожность у детей младшего школьного возраста и дошколят связана в основном с отношениями детей и родителей, микроклиматом в семье. У детей постарше также важную роль играют школьные проблемы. Ведь недаром через некоторое количество времени с момента старта занятий в школе, отмечается рост уровня тревожности и беспокойства у предрасположенных детей.[6]

 

Существует также мнение, что повышенный уровень тревожности у детей может быть также следствием некоего внутреннего конфликта. Его причинами, в свою очередь, могут являться:

 

  • противоречия в требованиях родителей либо родителей и учителей;
  • необоснованные требования, которые зачастую слишком завышены;
  • требования к ребенку, которые носят явный негативный характер и унижают его достоинство, ставят в неприятную зависимость;
  • регулярные сравнения с другими детьми.[7]

 

Кроме того, тревожность у ребенка может быть и следствием психологического состояния родителей. Если они озабочены, недовольны работой и уровнем заработной платы, условиями жизни в целом, это непременно сказывается и на младших членах семьи.[8]
Авторитарный стиль воспитания также способствует развитию тревожности у ребенка. Что делать с этим? Вот главный вопрос.

 

Коррекция тревожности у детей дошкольного возраста и младшего школьного возраста

 

Как снять тревожность у ребенка – вопрос, который волнует всех пап и мам, столкнувшихся с подобной проблемой. Важно начать с того, чтобы осознать, что она действительно имеет место быть. И действовать. Одни мамы пытаются узнать, как другие родители преодолевают тревожность ребенка. А кто-то сразу старается найти первопричину. Грамотное определение корней проблемы помогает в дальнейшем разработать правильные рекомендации для детей с высоким уровнем тревожности.

 

Снятие тревожности у детей – процесс не сиюминутный и занимает длительное время. Специалисты, как правило, избирают комплексный путь к решению данной задачи:

 

  • стимулирование роста самооценки ребенка;
  • помощь в обучении самоуправления и саморегулирования в тех ситуациях, которые вызывают тревожность у конкретного ребенка 3, 5, 12 лет, более старших или младших;
  • снятие напряжения мышц, расслабление.[9]

 

К общим начальным рекомендациям для родителей по преодолению тревожности детей можно отнести установление положительного контакта с ребенком, поиск взаимопонимания дома и в школе, благоприятный микроклимат во взаимоотношениях всех членов семьи.

 

Коррекция повышенной тревожности у детей с неврозами и прочими расстройствами психического свойства, являются, безусловно, уже прерогативой специалистов из области медицины. В ряде случаев врачи дополнительно назначают препараты для снятия беспокойства и тревожности. Одним из таких средств является "Дормикинд" - препарат, разработанный специально для детей, который содержит натуральные компоненты и может пременяться с самого рождения. "Дормикинд" применяется для лечения беспокойства и облегчения засыпания у детей до 6 лет. Отпускается из аптек без рецепта.

 



[1] Опросник Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М "Уровень тревожности ребенка"

[2] Петровский А.В., Ярошевский М.Г. «Психология. Словарь»

[3] Захаров А.И. «Дневные и ночные страхи у детей»

[4] Изард К. «Эмоции человека»

[5] Опросник Лаврентьева Г. П., Титаренко Т. М "Уровень тревожности ребенка"

[6] Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова  «Эмоциональная устойчивость школьника"

[7] Б. И. Кочубей и Е. В. Новикова  «Эмоциональная устойчивость школьника"

[8] Брель  Е.Ю.  К  проблеме  изучения  особенностей  взаимосвязи  алекситимии,  агрессивности  и  тревожности  в  структуре  личности  

[9] Лютова Е.К., Монина Г.Б. «Шпаргалка для родителей: психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми»

НАЗАД
О препарате Дормикинд
ВАШ ВОПРОС
Отправляя персональные данные из этой формы, Вы даёте согласие на их обработку