Наверное, одним из наиболее распространённых поводов обращения к психологу является высокий уровень тревожности у ребенка. При этом часто его беспокойство никак не связано с реальной обстановкой. Он просто чувствует себя некомфортно, насторожен, испытывает страх. Такое поведение может наблюдаться и у младенца, и в 6 лет, и даже у подростка. Нередко состояние еще называют тревожным синдромом. И это расстройство не несет пользы ни психическому, ни физическому, ни социальному здоровью человека. В связи с чем преодоление тревожности у детей является важной задачей для родителей. Однако решить ее бывает достаточно сложно.
В кругу специалистов проблема тревожности среди детей, хотя она не нова, широко обсуждается и исследуется до сих пор. Этим термином принято обозначать расстройство, выражающееся в неприятном переживании дискомфорта, ожидании наступления неблагополучия, чувстве надвигающейся опасности. В отличие от страха, у чувства беспокойства нет четкого источника. Оно может возникать и проходить спонтанно. При этом ребенок испытывает страх, но не знает перед чем. Состояние может иметь волнообразное течение: то усиливаться, то стихать. Учитывая особенности расстройства, можно сказать, что страхи и тревожность связаны лишь частично. Ведь в первом случае, малыш точно знает чего именно он боится, но касательно второго, ситуация намного сложнее – ребенок не понимает, что конкретно его тревожит, поэтому он находится в состоянии беспокойства практически всегда. Если своевременно не прибегнуть к терапии, то в будущем могут развиться серьезные проблемы не только психического, но и физического характера.
Причины возникновения тревожности у детей
Следует рассмотреть несколько гипотез, объясняющих возникновение расстройства. Многие психологи, исследующие проблему повышенной тревожности у ребенка, заявляют, что уже с раннего возраста довольно ясно проявляются личностные особенности высшей нервной деятельности. Основой их является сочетание процессов торможения и усиления в мозге. Специалисты считают, что причина тревожностей у детей кроется во врожденной склонности к ней. С этой точки зрения расстройство является показателем слабости нервной системы и хаотичного течения процессов в ней.
Согласно иным взглядам ведущей причиной развития состояния является генетические фактор. То есть, если у родителей есть склонность к беспричинным страхам, то с высокой вероятностью ее унаследует и ребенок.
Одним из наиболее изучаемых является вопрос влияния социума на развитие расстройства. При этом общество рассматривается и как причина тревожностей у детей дошкольного возраста, и у школьников. Особенно актуально эта точка зрения для малышей, чей круг общения долго был ограничен лишь близкими родственниками.
Среди социальных причин повышенного уровня тревожного поведения выделяют:
- факторы воспитания в семье, и в первую очередь – неправильные взаимоотношения между матерью и сыном или дочерью. Это наиболее актуально для малышей до 3 лет, особенно если они не ходят в садик;
- наличие трудностей в общении в коллективе, особенно, если ребенка обижают. Эта причина по достижению 3-4 лет постепенно начинает вытеснять предыдущую, поскольку с этого возраста малыши много времени проводят в детском саду;
- несоответствие результатов ожиданиям, как личным, так и родительским. Начиная с 5 лет, а иногда и раньше, малышей активно отправляют на спортивные секции или начинают готовить к школе. При этом и ребенок, и родители могут заметить, что другие мальчики или девочки в чем-то лучше. Из-за чего происходит их сравнивание. И если малыш может просто забыть о том, что кто-то другой более преуспевает в чем-либо, то нередко родители ставят этого кого-то в пример сыну или дочери. Как результат он/она чувствует себя ущемленным, его самолюбие страдает. Если малыш часто встречается с подобным поведением со стороны родителей, то их тревожность заметно возрастает.
Проявления тревожности у детей
Для состояния характерно повышение сенсорного внимания (слух, зрение, нюх) и общего напряжения (психического и физического) в ситуации возможной опасности. Признаки тревожности у детей могут проявляться постепенно, либо сочетано (несколько сразу). При этом одни проявления будут более выражены, чем другие. Нередко может наблюдаться их наслаивание.
Особенности проявления тревожного состояния у детей могут сильно зависеть от конкретной причины, от внешней обстановки, от того, какие люди окружают ребенка. При этом у каждого конкретного малыша доминируют разные проявления. Причина кроется в личностных особенностях нервной системы.
Тревожность у детей младшего возраста, как и у более старших, проявляется:
- постоянной настороженностью;
- ожиданием насмешек, нападения, обид;
- робостью;
- повышенной внушаемостью;
- несамостоятельностью;
- агрессией;
- непринятием людей, от которых может исходит угроза;
- повышенной склонностью к фантазированию, выдумкам, сочинению историй;
- замкнутостью;
- нежеланием работать в команде.
Диагностика тревожности детей
Часто в определении состояния возникают сложности. Однако своевременное выявление тревожности является ключевой задачей не только для психологов, но и для родителей. Ведь от этого напрямую зависит выбор метода устранения чрезмерного беспокойства.
Существует несколько тестов для определения уровня тревожности и страха у детей дошкольного возраста и старше. При этом не зависимо от того, каким вы решили воспользоваться, результат будет одинаковым.
Одним из наиболее распространенных на территории постсоветского пространства для определения тревожного состояния у детей младшего школьного возраста и дошкольников является тест Лаврентьевой-Титаренко. По его условиям необходимо рассмотреть 20 вопросов. При каждом положительном ответе нужно ставить плюс, при отрицательном – минус. По окончанию теста необходимо посчитать количество положительных ответов и сравнить их с интерпретацией результатов по соответствующей шкале. Отрицательные не учитывают.
- Ребенок не может без усталости долго работать?
- Он не способен сосредоточиться на чем-либо?
- Выполнение любого задание вызывает чрезмерное беспокойство?
- При работе над задачей ребенок чересчур напряжен, скован?
- Он чаще, чем другие, испытывает смущение?
- Часто ребенок говорит о напряжённых, некомфортных ситуациях?
- В незнакомой обстановке он краснеет?
- Малыш часто говорит, что ему снятся кошмары?
- Обычно у него влажные и холодные руки?
- Нередко у ребенка бывают расстройства стула?
- Малыш чрезмерно потеет, если начинает нервничать?
- У него слабый аппетит?
- Малыш плохо спит, имеет трудности с засыпанием?
- Он чересчур пуглив?
- Сын или дочь отличается беспокойством, его/ее легко можно расстроить?
- Он/она плаксив/а?
- Ему/ей трудно переносить ожидание?
- Ребенок не уверен в своих силах?
- Он избегает встреч с трудностями?
Шкала тревожности ребенка (интерпретация результатов теста):
- 15-20 баллов – высокий уровень;
- 7-14 баллов – средний;
- 1-6 баллов – низкий.
Распространенным среди психологов методом определения тревожности у детей является тест Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена под названием «Выбери нужное лицо». Метод отличается крайней простотой. Он представляет собой набор картинок с изображением повседневных ситуаций с возможностью подстановки двух лиц на выбор (радостного и грустного). Результат интерпретируется по формуле: число негативных эмоциональных выборов х 100% и делится на 14 (общее количество рисунков в тесте). Конечный результат показывает индекс личностной тревожности ребенка (ИЛТ). Он широко используется в практической психологии.
Данные приведенного теста интерпретируются согласно шкале:
- ИЛТ от до 20% – низкий уровень беспокойства;
- ИЛТ в пределах 20-50% – средний;
- ИЛТ превышает 50% – высокая тревожность у ребенка.
Выбор конкретного метода диагностики зависит от предпочтений психолога или родителей.
Как убрать излишнюю тревожность у ребенка
Если состояние было определено, то нужно как можно быстрее начинать лечение. Поскольку влияние аномальной тревожности на ребенка приводит в будущем к серьезным негативным последствиям.
Коррекция возможна несколькими методами. При этом выбирать их стоит исходя из возрастных особенностей. Ведь методики снижения тревожности у детей дошкольного возраста отличаются от таковых для старшей возрастной группы. Связано это с изменениями психики, поведения, вызванными влиянием расстройства. Коррекция тревожности у детей должна касаться и работы над страхами.
Специалисты утверждают, что сочетание нескольких методик более эффективно, чем лечение единственным способом. Плюс этот подход позволяет проводить мониторинг эффективности того или иного направления в терапии.
Какие методы коррекции тревожностей у детей могут быть использованы:
- арттерапия;
- прослушивание специально подобранной музыки;
- сказкотерапия (особенно эффективна для снижения уровня тревожности детей младшего дошкольного возраста);
- метод интерпретации и проекции;
- разъяснительные беседы.
Прибегая к мониторингу эффективности занятий необходимо выбирать наиболее эффективные методы и акцентироваться на них. Это позволяет в разы ускорить лечение.
Если вы не знаете, как самостоятельно снять тревожность у ребенка, стоит обратиться за помощью к психологу или к педиатру. Эти специалисты достоверно знают, что делать с малышами, страдающими от чрезмерного беспокойства.
С целью снижения тревожности у детей могут быть использованы специальные лекарственные средства. Однако необходимо строго соблюдать инструкцию по их применению. Иначе можно навредить здоровью.
Снизить тревожность позволит препарат Дормикинд. Он является безопасным и высокоэффективным гомеопатическим средством для малышей от 0 до 6 лет.
Источники:
http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/3281/1/21Balasheva.pdf
https://kpfu.ru/staff_files/F204576723/Dmitrieva_.Panfutova_statya.pdf
Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М. Практическая Психология для Воспитателя. –Киев, 1992. (Банк рабочих материалов педагога-психолога Детковской О.В.,http://detok.org)
Тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Методика "Выбери нужное лицо". Проективная диагностика детей.
https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-proyavleniya-trevozhnosti-u-detey-4-7-let/viewer
Нехорошкова А. Н., Грибанов А. В. Тревожность у детей: причины и особенности проявления. ФГАОУ ВПО «Северный (Арктический) федеральный университет им. М. В. Ломоносова.
Щербатых Ю.В. Психофизиологические и клинические аспекты страха, тревоги и фобий / Ю.В.Щербатых, Е.И.Ивлева. Воронеж: Истоки, 1998. –281с.
Астапов В.М.Тревожность у детей / В.М.Астапов.СПб.: Петер, 2004.224 с.